комментарии
журнал "Вестник"

Дом Евангелия

важно знать
видеоролики
о церкви

Комментарии

Когда камни вопиют, традиции умолкают

03 Октября 2007 г.

Когда камни вопиют, традиции умолкают

В этом году наше братство отмечает свое 140-летие. В Москве по этому случаю будет проведена октябрьская научно-богословская конференция, где будут прочитаны доклады и прозвучат речи о прошлом, настоящем и будущем нашего Союза. Ее формат весьма характерен для последнего десятилетия жизни баптистских церквей в России. И дело тут вот в чем — в минувшее время церковные круги протестантских деноминаций агонизировали в отношении вопроса: чья деноминация является более культурообразующей, более традиционной, историчной и более интеллектуальной в среде российской религиозной биосферы. И именно этому вопросу мы посвящаем наш комментарий накануне празднования столь значимой даты для наших христианских общин.

Неспециалист, равнодушно наблюдающий за разгоряченными баталиями церковных апологетов, не заметит вопроса, который волнует умы многих религиозных исследователей нашего постсоветского пространства. Вопрос же состоит в следующем: может ли в церковной ограде той или иной деноминации подлинно расцвести интеллектуальная мысль, которая привлекла бы внимание влиятельной интеллигенции и богемы, всегда тоскующей по чему-то новому, эпатажному и экстравагантному? (Деян.17:21). Последние, как правило (и не без искусственной раскрутки), пользуются влиянием в СМИ, они наполняют критическим содержанием полосы и колонки газет, выступают с комментариями по поводу жизни граждан по телевидению и пользуются трепетным уважением в среде нашей буржуазии и пролетариата. Они, короче говоря, формируют наше с Вами, дорогой читатель, общественное мнение. В идеале.

Но есть еще одна деталь, которая давно уже учитывается в кулуарных беседах. Во всех этих разговорах прослеживается политическая мысль: чем больше интеллектуалов присутствует в церкви, тем больше эта церковь претендует на то, чтобы быть той «культурологической матрицей», необходимой средой, которая этих интеллектуалов вдохновляет, а порой и влечет в свои ряды.

История нашего баптизма не избыточествует рядами академиков и интеллектуалов. Но полно тех, кто мыслит не так, как все. Неформатно. А некоторое время назад некто, уходя, хлопнул дверьми так, что обрушил часть церковной штукатурки, над останками которой многие журналисты, склонившись, задавались вопросы: может ли баптизм в исчислимом будущем дать хоть какие-то внятные комментарии по этому поводу? И они были. И этот комментарий попадает на полку архивных замечаний, пытаясь пролить свет на то, что происходит в среде российских протестантов, а баптистов в частности.

Отметим для начала очевидный факт: если в нашей стране кто-то стал баптистом, да и христианином вообще, это уже говорит о его «неформатном» мышлении и его отношении к жизни. Именно на этот факт указывали многие руководители братства наших церквей. И, как кажется, этот факт весьма достойный, хотя, признаемся, недостаточный.

Заметим также, что полемика, в которой возникали голоса, претендующие на традиционность и интеллектуальность, перешла и в ряды протестантов. Баптистов, например, занесли в категорию младопротестантов, неких недорослей, другими словами, недо-протестантов. Вслед за этим мы могли наблюдать, как различные информационные порталы и газеты стали накрывать столы для обсуждения этой злободневной темы. Сторонники же традиционной религиозной ориентации пеняли баптистов в том, что вместо формирования в своих конфессиональных бастионах интеллектуальной элиты, вместо празднования таинств и вкушения благодатной жизни, все христианство они свели к этико-моральной составляющей. И только этим, видимо, хвалятся и ограничиваются. На что обычно баптисты из журнала в журнал вещают: «А нам, собственно, не давали учиться!» (или: «Трын-трава с этим образованием: баптизм был, есть и будет…») С другой стороны, как востребована была бы мера этико-моральных качеств в среде наших граждан?!

А сегодня, заметьте, мы проводим научно-богословскую конференцию. И придет время, когда богословы еще будут высекать при помощи поэтического просветления нерукотворную статую той интеллектуальной культуры, к которой библейское Божество порой не скрывает естественной для Своего общения брезгливости. Ведь важны не таланты и могущество, а сердце, исполненное любовью к Господу. Молитвенное созерцание и евангельский активизм, скептицизм и пасторская доверчивость, диалектический склад ума против простодушного упрямства — все эти черты уже есть в российском баптизме. Пусть он переживает трудности, и его смиряют недоброжелательные комментарии противников, все это российский баптизм осознаёт и мучительно стремится изжить или переосмыслить. Не без Божьей помощи.

И вот что еще. При наличии апостольской преемственности, культурообразующей составляющей, благодатности и наличии предания, важно всегда помнить, что Дух дышит, где хочет, и готов в любую минуту из придорожных камней восстановить себе новую версию преемственности и всяческих составляющих (Лк. 19:37-40).

Виктор Шленкин




Колонка "Комментарии" является авторской рубрикой сайта "Баптисты Петербурга", мнение автора рубрики не является официальной точкой зрения Объединения церквей ЕХБ г.СПб и ЛО.



новости

7 Августа 2017 г.

Вифания 2017

Вифания 2017

1 Августа 2017 г.

Крещение в Волхове

Крещение в Волхове

24 Июля 2017 г.

«Свободный полет»

«Свободный полет»

29 Июня 2017 г.

Open Air 2017

Open Air 2017

4 Июня 2017 г.

Летнее крещение

Летнее крещение

новости на ваш e-mail
комментарии

4 Апреля 2017 г.

Жив, несмотря ни на что!

7 Января 2014 г.

Ксенофобия

24 Декабря 2013 г.

Евро- или рублемайдан
читать все комментарии