комментарии
журнал "Вестник"

Дом Евангелия

важно знать
видеоролики
о церкви

Комментарии

Где же Ты, национальный лидер?

16 Сентября 2009 г.

Где же Ты, национальный лидер?

Если внимательно следить за колонками ведущих политологов и общественных обозревателей, то можно заметить, с какой остротой все чаще и чаще поднимается вопрос о насущной потребности в национальных лидерах, идеологиях, да и вообще, идеях, которые могли бы задать темп в формировании нашего общественного сознания на ближайшие десятилетия. Кроме фигур президента и премьера часто обсуждается кандидатура патриарха. Известно, какого. Однако во всех этих лауреатах на премию «национального лидера» имеется кошерный привкус казенщины. Как кажется, национальный лидер есть что-то неформальное, новое, истовое, нонконформистское, когда он без пяти минут уже готов попасть в список мучеников. Сомнительно, что такой лидер в ближайшее время в России появится.

И вот почему. Во-первых, никто не хочет раньше времени уходить из жизни, рассыпавшись при ударе на мелкие кусочки о жесткую вертикаль власти. Или стать жертвой ее, т.е. «власти от Бога» (см. Рим. 13:1), отсутствия. В таком случае мы видим демонизированную власть. И это не власть вовсе. А черти какие-то. Вспомните ту же Политковскую. Бывают времена, когда общество при ностальгии по своим лютерам и ганди просто не готово воспринимать их идеи и тем более поддерживать их. Можно ли говорить, скажем, о неких «национальных лидерах» в Испании XV века? Изабелла и Фердинанд готовы были даже ценой Священной Инквизиции утверждать свою власть, изгоняя мавров и иудеев из своих регионов. Этот карательный церковный институт обеспечивал корону деньгами, которые были захвачены из кошельков обвиненных доносчиками людей. Возможность для возникновения справедливого голоса национального лидера в те времена была равна нулю. Даже после возникновения Европейской Реформации случаев аутодафе протестантов было намного меньше, если сравнивать с количеством сожженных иудеев или мавров, которых подозревали в сохранении своих прежних обычаев. Нечто подобное произошло во Франции при резне гугенотов.

Таким же образом можно говорить о Германии времен нацизма. Мы мало знаем о «национальных героях» этой страны того времени. Знаем только о мучениках. Конечно же, сам фюрер, как и Изабелла, ни в коей мере не является национальным лидером. Мы ведь говорим о лидере в тех красках, которые уже набросали вначале. Были такие люди как Дитрих Бонхёффер. Но, как и было сказано выше, такие люди долго не жили. После своего возвращения из Америки, где ему было предоставлено надежное укрытие, богослова обвинили в покушении на Гитлера. Он был схвачен и повешен.

Все мы прекрасно понимаем, что существующая политическая атмосфера в России дает людям (по минимуму) все самое необходимое для «жизни и благочестия». Все довольны своим паем хлеба. «И не гони, сосед, волну». Но по большому счету все мы также понимаем, какой уровень коррупции возник в России, когда на километр дороги в Москве уходит четыреста миллионов долларов! Поистине, это феодальное сообщество, наша Россия, когда княжеская дружина зарабатывает на оброке такое сказочное богатство! А это порождает (в современное-то время) разделения на новые общественные касты. Большинство студенческой молодежи мечтает работать в государственных корпорациях, таких как «Газпром», а не строить самостоятельный бизнес. Слишком сложно и накладно. Да и слишком много труда. И занимательно, что сами либеральные политики, так прежде ратовавшие за демократию и ее ценности, начинают понимать, что нет никакого толка бесконечно биться о государственную машину, словно кепкой о бетонную стену. Поэтому они принимают губернаторские должности и уходят работать, закатав рукава, в администрацию.

Во-вторых, — хотя, лучше сказать, «с другой же стороны», — в России пруд пруди тех, кто правдиво и адекватно пишет о реальной действительности. И пишет, и поет, и говорит. И даже проповедует. С пушкинской лирой («И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал…») наигрывают мелодии множество журналистов. Однако их голоса поддерживаются далеко не всеми. И вот эти голоса можно найти в статьях газет и журналов, в интернет-блогах. Но далее виртуального порога эти идеи не выходят. Не происходит никакого воплощения. Выходит, идеи есть. Но эти идеи упорно не желают становиться плотью. Они, идеи да лидеры, не востребованы. А когда же идеи становятся востребованы? Тому есть объяснение.

Не востребована была, скажем, праведность Лота в Содоме и Гоморре. Когда окружающее тебя большинство придерживается в своих моральных и этических предпочтениях противоположного, тут трудно что-либо поделать. Нужно просто бежать и прятаться. Либо погибать. Если кто-то мечтает о своем Шарле де Голле или Мартине Лютере Кинге, то нужно вспомнить, что их созревание и дальнейшая деятельность всегда происходила в благоприятном окружении и была востребована. Общество должно быть, пусть даже не в самом подходящем для этого режиме, готово и открыто для идей нового лидера. Так, идеи того же Лютера Кинга были все же востребованы: в этом нуждалось чернокожее население, и эти идеи были поддержаны сочувствующими белыми, как среди граждан США, так и в правительстве. Приди Мартин Лютер Кинг с этими идеями раньше, его бы застрелил член ККК (Ку-клукс-клан) из дробовика. А сегодняшние идеи, которые постулируют общие для всех граждан права (для белого населения России), не востребованы. Люди понимают необходимость в таких правах. Но за них, собственно, никто не готов умирать и выходить с транспарантами на улицу. В таком случае мы бы говорили о том, что люди созрели для того, чтобы отстаивать те или иные взгляды.

Какой же выход может быть в такой ситуации? В первом случае общество контролируется диктатом, который правит либо посредством бесчеловечного террора, либо при помощи «хлеба и MTV», т.е. «зрелищ». В России, видимо, работает последнее. В таком случае, никто особо на рожон лезть не собирается.

– (с хитрой улыбкой) Изволите стать национальным лидером?
– (открещиваясь) Не-е, что Вы. Чего-то особо не хочется… Моя хата с краю.

В таком случае, когда общество покрылось легким налетом духовной гнили и нравственной распущенности и гражданской вялости, потенциальных лидеров удивительно легко и быстро заставляют молчать и подавляют политическим компроматом. Конечно, возможен и такой вариант, когда у власти оказывается руководитель сродни Петру Великому. Аскет, истовый державник, ответственный хозяйственник, ревнующий по порядку в доме на фоне других успешных государств. Взыскивающий прежде всего с себя, а потом уже со своих подчиненных! Так традиционно сложилось, что когда в России царь начинает себя дисциплинировать, подчиняясь правилам, писанным для всех, тогда и бояре подтягиваются, подстраиваясь под него, т.е. всё наше правительство, депутаты и чиновники. Коррупцию, с одной стороны, победить не так уж и трудно. Сложно человеку, который облечен властью руководителя такой державы как Россия, увидеть в себе служителя народа, а не царька. А такому человеку, действительно, нужны как минимум духовно-моральные ресурсы, отсутствие религиозной ангажированности, честность, прагматический государственный интерес к чужим талантам, высочайшая мера честолюбия, житейская мудрость и проникновение. Петр I ценил профессионализм без религиозного, классового и национального окраса. Вот так можно без всяких обращений к народу, т.е. «державных резолюций» привести страну в «орднунг». Личный пример всего-то лишь… Как говорится, ничем не обязывающая «протестантская этика». Или – просто этика. Определенно, исполнение этой почти «эсхатологической картины» в ближайшее время сложно представить в случае нашего отечественного бюрократизма.

Думается, есть выход. Этот выход самый что ни на есть евангельский. Нам просто-напросто нужно проповедовать. И когда нас банально станет «много», тогда общество, которое в свою очередь станет меньшинством, будет прислушиваться к мнению большинства. Это очень трудный и непростой путь. Он требует духовной собранности от всех христиан. Конечно, и в этом случае есть свои крайности. На одной американской карикатуре ведущий известной программы спрашивает баптистского пастора: «Думается, что вопрос равных гражданских прав перестает быть для вас сколько-нибудь актуальным, когда ваша церковь в большинстве?» Действительно, попробуйте провести гей-парад в городе, где большинство имеет бескомпромиссные христианские взгляды в отношении семьи и брака!

А если евангельская церковь отказывается от роли основной образовательной силы в своем обществе, или когда правительство осознанно разрушает и губит эту живительную правдивую силу (не обязательно религиозную, но все же), то с российским обществом, каким бы оно ни было в прошлом великим, произойдет то, что однажды произошло с Испанией и Португалией. Эти страны некогда задавали культурный и интеллектуальный темп всему, что происходило в Европе. Но предав человеческую свободу интересам Томаса Торквемады, при всей своей истории, достижениях и прогрессе, они так и не смогли сохранить за собой первенствующее место. Возможно, России уготовлена такая же судьба. «Инквизиция» делает, например, все возможное, чтобы протестанты не существовали в пространстве СМИ. Эта тема просто запретная. Их не существует, как не существует на ТВ того факта, что население России постоянно уменьшается, нарушаются права многих религиозных меньшинств и т.п. Возможно, и в это нетрудно поверить, обновление и возрождение России, если оно придет без активного вмешательства христиан, произойдет при общенациональном коллапсе, кризисе, катастрофе. Как дети, которые разрушили своими действиями все доброе и драгоценное, что было в доме, вдруг внезапно испугались, стали плакать и вопрошать: «Что же мы наделали?»

В отношении же евангельских христиан, в их Книге мало места уделено мессианской тоске по неким «национальным лидерам». У нас есть только один — Христос Иисус. Эта идея покажется многим националистам кощунственно-провокационной. Но именно палестинский еврей из Назарета стал тем, чье Царство простирается над всеми национальными и этническими рубежами. И каждый христианин является провозвестником воли Лидера, чьи сила и полномочия превосходят все сферы влияния существующих властей. Наличие национального лидера – идея, которая может, несомненно, согревать. Но то, что каждый человек понесет в конечном итоге личный отчет пред Царем Иисусом (в прошлом по родословной Национальным Лидером евреев) – идея, которая предлагает нам личную ответственность и в каком-то смысле бесконечную тревогу.

Виктор Шленкин, "Баптисты Петербурга"




Колонка "Комментарии" является авторской рубрикой сайта "Баптисты Петербурга", мнение автора рубрики не является официальной точкой зрения Объединения церквей ЕХБ г.СПб и ЛО.



новости

7 Августа 2017 г.

Вифания 2017

Вифания 2017

1 Августа 2017 г.

Крещение в Волхове

Крещение в Волхове

24 Июля 2017 г.

«Свободный полет»

«Свободный полет»

29 Июня 2017 г.

Open Air 2017

Open Air 2017

4 Июня 2017 г.

Летнее крещение

Летнее крещение

новости на ваш e-mail
комментарии

4 Апреля 2017 г.

Жив, несмотря ни на что!

7 Января 2014 г.

Ксенофобия

24 Декабря 2013 г.

Евро- или рублемайдан
читать все комментарии