комментарии
журнал "Вестник"

Дом Евангелия

важно знать
видеоролики
о церкви

Комментарии

Когда церковь в «пучках» и «связках»

18 Мая 2010 г.

Когда церковь в «пучках» и «связках»

Посмотрев на Парад Победы-2010, диву даешься – перед президентом РФ прошлись подразделения войск аж самих США, Англии и Польши. Иностранные журналисты не скрывали восторга, комментируя данное событие: «Нынешний Парад Победы впервые в истории демонстрирует воссоединение Европы и примирение стран, которые ранее между собой враждовали!» Но почему эта вражда возникла? Откуда взяться, казалось бы, в христианской Европе коричневой чуме и красному террору?

Слово «примирение», которое использовали наблюдатели на иностранном канале, кстати сказать, имеет богословские корни. Как тут не вспомнить послания апостола? Но если далее не развивать эту тему, зададимся вопросом: по каким причинам стали возможными разъединение и раздор в Европе, когда, как видно из всемирной истории, империализм Первой мировой войны и фашизм Второй мировой возникли в стране, прежде являвшейся колыбелью европейской и мировой Реформации в начале XVI века?

Будем, кстати говоря, справедливы. Коммунизм в России возник не на голом месте или где-то в цитадели марксистко-ленинских штудий. Эта крепость формировалась и строилась постепенно. Возник атеистический материализм, между прочим, в православной стране, где каждый подданный империи уже с рождения после своего крещения был надежно привязан к церковному приходу. Выход из православия считался изменой. И в гимназии Ленин изучал Божий Закон, а не враждебные самодержавию учебники.

Однако история учит и убеждает, что чем больше церковь стремилась к официальному влиянию и статусу, к столь желанной свободе и льготам, тем пагубней подобная свобода сказывалась на ее жизни и миссии. Враждебная система, где князь мира сего, согласно древним иудейским представлением о мире, еще временно царствует в воздухе (Послание Ефесянам 2:2) стремится навязать церковному мышлению ложные стереотипы. Таким образом, «мировая система» лукаво подсовывала церкви каштаны, которые епископы ранней церкви усердно вытаскивали из огня. И ничего не получали взамен. Только неприятности.

Так церковь с энтузиазмом восприняла миланский эдикт Константина и последующие свободы для себя. Но «система» пошла дальше, когда император, как мы знаем из истории, решил сделать христианство религией ромеев. Что произошло? Обмирщение церкви. Христиане добились свободы, и империя секуляризовала церковь. Реформация, возьмем известный и касающийся нашей темы пример, провозгласила человеческий разум и совесть мерилами для изучения Библии. И система воспользовалась этой посылкой: либералы буквально растерзали Писания, ища «научное объяснение» библейскому феномену. Модернизм восторжествовал над Словом, и церковь в Германии и Европе ушла в арьергард. США, укажем еще на один исторический пример, были созданы на христианской основе. Свобода и равноправие стали фундаментом для существования новой нации. Но система шагнула дальше, когда той же свободы захотели гомосексуалисты, а также те, кто выступал за аборты и запрет молитвы в стенах школы.

В России, как мы уже упоминали в начале, церковь проникла во все сферы государства. Этот союз привел к тому, что православное христианство у большевиков ассоциировалось с самим самодержавием. Это была основная причина для разрушения религиозного облика страны и придания ему атеистического вида. Нежелание протестантов-нонконформистов создавать сомнительные союзы между государством и церковью выразилось в появлении знаменитых «пунктов» баптистов, согласно одному из которых церковь в принципе должна быть отделена от государства. Уж слишком душно христианам в его объятьях. И если семья, отец и мать, порой не может дать своему чаду соответственное христианское воспитание (никто не отменял выбор и волю человека), то что говорить о правительственных методах?

Но вернемся опять к Германии. «Коричневый кошмар» случился с немцами, конечно же, не потому, что национал-социализм как микстура был прописан в Евангелии, которое Лютер так страстно старался передать немцам на родном языке. Немецкий «пучок» (итал. fascismo от fascio – отсюда фашизм) социалистических идей, связка этнических и антропологических открытий потрясла бы и ужаснула Мартина Лютера до основания. Фашистская инфекция медленно, но уверенно заражала сознание приверженцев мнимого третьего рейха не по причинам религиозным. Хотя и они впоследствии в извращенном виде имели место. Фашизм был связан с факторами психологическими, историческими и общественными!

И подобное заражение общества фашизмом происходило тогда, когда «огосударствленные» церкви становились заложницами режима, который медленно и уверенно по одиночке удушал пастырей и служителей. Заставлял их молчать, а потом и вовсе уничтожал. Идея воссоединения германских земель, а также мечты о новом рейхе опьяняли своим мессианством не только политиков, но также церковных и богословских деятелей. Именно это однажды удручило молодого швейцарского пастора Карла Барта. Похожая история получилась в случае российского самодержавия и коммунизма. И, как кажется, история «огосударствления» повторяется.

Когда церковь срастается с государством во взаимном экстазе, люди не видят в церкви благоухающей благодати и истины. Она ассоциируется не с женихом, а с раздробленными признаками мира. И когда она забывает своего Жениха, она гневно отторгается вместе с системой. С тем, с кем она уже давно по какому-то недоразумению сожительствует.

Церковь должна ассоциироваться только со своим Женихом. Поскольку она Его, Христа, Невеста. Конечно, мы, верующие, несем в себе различные признаки культуры, политики и национальности. В христианстве вы можете увидеть в татуировках экзальтированного и в потертых джинсах проповедника, а также сосредоточенного и меланхоличного монаха. Там найдутся те, кто исповедует себя республиканцами, а есть такие, кто считает себя демократом. Там будут поклонники рок-н-ролла и попсы, там есть поборники авангардизма и классики. Сделала ли их церковь такими? Нет. Скорее всего, если мы начнем искать ответ в нужном направлении, они были такими еще до того, как перешагнули порог храма. Как, собственно, и мы с вами, кто несет на себе облик окружающей культуры семьи, страны и этноса.

Реформация ли, или православно-византийская форма духовности – они вряд ли имеют отношение к ужасам тоталитаризма. Хотя они еще далеко несовершенны. Особенно в вопросе союза с государством, которое, будь оно незрелым, норовит завлечь верующего в сомнительные мероприятия. Наша духовная культура восприятия Царства Божьего еще временно помутнена, видимо, пока недосягаемым и непревзойденным расстоянием «тусклого и гадательного» (1 Послание Коринфянам 13:9-12). Но Христос непременно придет, чтобы мы могли уже смотреть на Него лицом к лицу. Тогда мы явим окружающим ту славу, которая откроется в нас, превосходя любую культуру, общество и историю.

Виктор Шленкин,
"Баптисты Петербурга" www.baptist.spb.ru




Колонка "Комментарии" является авторской рубрикой сайта "Баптисты Петербурга", мнение автора рубрики не является официальной точкой зрения Объединения церквей ЕХБ г.СПб и ЛО.



новости

7 Августа 2017 г.

Вифания 2017

Вифания 2017

1 Августа 2017 г.

Крещение в Волхове

Крещение в Волхове

24 Июля 2017 г.

«Свободный полет»

«Свободный полет»

29 Июня 2017 г.

Open Air 2017

Open Air 2017

4 Июня 2017 г.

Летнее крещение

Летнее крещение

новости на ваш e-mail
комментарии

4 Апреля 2017 г.

Жив, несмотря ни на что!

7 Января 2014 г.

Ксенофобия

24 Декабря 2013 г.

Евро- или рублемайдан
читать все комментарии