комментарии
журнал "Вестник"

Дом Евангелия

важно знать
видеоролики
о церкви

Комментарии

Божий пир на весь мир

13 Января 2011 г.

Божий пир на весь мир

Праздники остались позади. Настали будни. Самые яркие впечатления всех россиян, конечно же, за последние дни оставили застолья. За столом в фужеры проливается шампанское, режут торт, «толкают» речи и в «разогретом» состоянии духа посылают многословные SMS или оставляют на автоответчики пылкие рождественские и новогодние пожелания. Вся Россия стала одним сплошным банкетом, где на улице свои и незнакомцы на одну ночь становятся самыми близкими друзьями. А как хотелось бы, чтобы праздник продолжался. Возможна ли такая идиллия в наше время и где?

Без русского застолья не мыслится никакой праздник. Накрытый стол, утопающий под обилием напитков и яств, – священный алтарь наших семейств. На новогоднем празднике, попади туда друг или враг, им все простится. В хмельном состоянии духа русская душа – а душе еще Тертуллиан приказал быть христианкой – готова на любое дело благочестия, которое порой не придет на ум даже закаленному земными испытаниями протестанту. После чарочки-другой весь мир становится в сотню раз милее.

В Новый год люди, словно дети, снова начинают верить в Деда Мороза. Религиозная сублимация, понимаешь… С богословской точки зрения «исторического Деда Мороза», мягко сказать, доказать намного проблематичнее, нежели «исторического Иисуса». Вряд ли сегодня в мире найдется историк, который отрицал бы существование Иисуса (другое дело, кем Он был и чему Он учил). Но люди легко обходятся без научных монографий, посвященных Санта Клаусу с летающими оленями. От этой традиции нет никакого прока для нашего сельского хозяйства, но с накрытием стола, в проблесках зажженных бенгальских огней, мы верим, что наши пожелания приобретают исключительную действенность, словно шаманские заклинания где-то в ночном бурятском лесу.

Я как-то праздновал Новый год с голландцами. Скучно. Другое дело – Россия! Десятилетиями вырабатывая привычку отмечать смену календаря по полной программе, мы, русские, только удивлялись гастрономическому равнодушию европейцев. Есть тут элемент восточного и азиатского. За столом нам проще раскрепоститься и предаться слушанию всемогущего ТВ, который нам уже давно с Интернетом природу заменил.

Забавно, но факт. Именно церковь в течение трех столетий развивалась, росла и мыслила себя исключительно «вокруг стола». Не было у нее никаких храмов. Для миссионерских целей в качестве аренды для нее не существовало даже таких заведений, как библиотека или театр. Церковь распространялась главным образом по домам. В умах многих историков литургики (наука о богослужении) долго господствовало такое мнение, согласно которому церковь главным образом распространялась по принципу синагоги, в которых (как если бы) проходили богослужения. Однако не факт! Как показывают новые богословские и исторические открытия, в синагогах не проводились богослужения. В них даже, как утверждают некоторые исследователи, не молились. В них изучали Тору.

Если бы мы представили на минуту, что происходило в древней домашней церкви широченной римской империи, нам бы представилась интересная и необычная картина. В одном из богатых домов домашней церкви Коринфа постепенно собираются люди. Приходя со своих работ, они возлежали за трапезой. Насыщаясь вечером пищей – а это было единственное свободное время, когда они могли толком поесть и пообщаться, – кто-то из них мог с энтузиазмом рассказать всем возлежащим свидетельство. Например, как на рынке этого богатого портового города при покупке новых волов или при продаже рабов, он мог поведать греющимся на солнце римским легионерам и чужеземному купцу на койне (диалект греческого) о своем Спасителе Иисусе!

В процессе возлежания за трапезой к группе могли присоединяться другие уверовавшие горожане и гости из далеких городов, которые пожелали присоединиться к общению своих собратьев. И вот кто-то уже начинает делиться своими нуждами. О них помолятся. Тут могли рассказать о радостях и скорбях других христиан. Когда эта кучка уверовавших коринфян или галатов насыщалась пищей, она начинала петь гимны. А более подготовленный и сведущий в Писаниях брат в приподнятом состоянии духа мог сказать гомилию (проповедь). Словом, церковь мало что изобретала на своем пути становления. Она воспользовалась идеей симпозиумов у окружающего ее античного мира без всякого намека на плагиат. И как мало это походит на наши богослужения…

Странно, да? Мы привыкли, что церковь – это что-то сложное. Трудно ее себе представить без облаченного одеяниями священника-жреца или развешанного изображениями иконостаса. Мы, протестанты, не мыслим себе церковь без кафедры, воскресной школы или хора. Для католика церковь, возможно, теряет в каком-то смысле свою идентичность в момент смерти и переизбрании римского папы. Но церковь, главным образом, собиралась на земле древней римской империи по домам. И вокруг стола.

В Послании галатийской церкви Павел обличает за лицемерие апостола Петра. Также досталось за допущенный компромисс Варнаве (Послание Галатам 2:13). Но в чем заключалась проблема? Проблема заключалась в том (как видно из стиха 12), что язычники и иудеи должны были как-то рассесться за… одним столом. Конечно, стол здесь – понятие собирательное, т. к. в древности на Востоке люди главным образом возлежали. Тут другое. Под угрозу ставилось единство церкви. К тому же, страдало само Евангелие, которое должно было объединять народы. Ведь набожный иудей, брезгливо ковыряясь в блюде, приготовленным язычником, не видел и не желал видеть никакого основания для братского общения. Трапеза, ранее объединяющая иудеев в одно общение, теперь должна были соединить их с эллинами. Но в домах галатов она стала соблазном и средством для разъединения. Это понимал и Бог, когда заблаговременно дал Петру увидеть в момент молитвенного экстаза фантастическое видение: апостол увидел на развернутом ковре разнообразных нечистых животных. Их и повелел апостолу есть сам Бог. Петр осознал, что его рацион, общайся он теперь с язычниками, впредь должен основательно пополниться новыми невообразимыми блюдами.

Последняя книга христианской Библии Апокалипсис Иоанна Богослова рассказывает, что встреча Бога с Его народом также не обойдется без праздничного банкета, пира Царствия. Этот симпозиум, как красочно рассказывает Иоанн, начнется под бурные овации народов и распитие нового вина, при встрече Жениха (Иисуса) и Невесты (Церкви). Свадебный пир продолжится и в вечности, когда Бог предложит всю новую землю и новое небо как блюдо, как непреходящее средство невиданного банкета. Люди сегодня, сами того не ведая, по-настоящему предвкушают этот банкет. Они уютно рассаживаются за столом, делятся при этом радостями и печалями, вкушая пищу и не осознавая того, насколько они близки к религиозному акту, именуемому церковь. Ведь она, то ли мы говорим о Господней Вечере, то ли о тех «собираниях», которые происходили когда-то где-то в Коринфе или далеком Риме, всегда устраивалась у стола. И за столом Божьи дети ели и пили, находясь в присутствии Того, Кто сейчас стоит у самых наших дверей. У дверей наступившего Нового года.

Виктор Шленкин,
"Баптисты Петербурга" www.baptist.spb.ru




Колонка "Комментарии" является авторской рубрикой сайта "Баптисты Петербурга", мнение автора рубрики не является официальной точкой зрения Объединения церквей ЕХБ г.СПб и ЛО.



новости

7 Августа 2017 г.

Вифания 2017

Вифания 2017

1 Августа 2017 г.

Крещение в Волхове

Крещение в Волхове

24 Июля 2017 г.

«Свободный полет»

«Свободный полет»

29 Июня 2017 г.

Open Air 2017

Open Air 2017

4 Июня 2017 г.

Летнее крещение

Летнее крещение

новости на ваш e-mail
комментарии

4 Апреля 2017 г.

Жив, несмотря ни на что!

7 Января 2014 г.

Ксенофобия

24 Декабря 2013 г.

Евро- или рублемайдан
читать все комментарии