комментарии
журнал "Вестник"

Дом Евангелия

важно знать
видеоролики
о церкви

Комментарии

Патроны и матроны

07 Марта 2013 г.

Патроны и матроны

В этот день просто приятно говорить о женщинах. И не только о них говорить, но и поздравлять. Поэтому — поздравляем! Но если и говорить, то о каких женщинах говорят с церковных кафедр чаще всего? Как ни странно, говорят именно о таких, которые проявили в своей жизни образцовый пример послушания. Ангелам и... мужчинам, конечно.

Позволю себе выразить некоторые «крамольные» соображения. Скажем так, для дискуссии. Нет сомнений, что послушание жены мужу считается добродетелью. С другой стороны, послушание ожидается не только со стороны женщины. В общем-то, библейские авторы считают, что послушание является универсальной ценностью и требуется не только от женщин, но и от мужчин. Заметно, женщины в Писании не представлены исключительно как бессловесные и безынициативные создания, но как именно инициативные и смышленые партнеры мужчин. Да. Вот так просто сказал Моисей, когда прокомментировал акт сотворения женщины из «ребра»: сотворим человеку необходимую помощницу (ezer kenegdo)! Да, автор пасторских посланий убежден, что женщина спасается исключительно через «чадородие» (1 Тимофею 2:15). Как если бы это была единственная духовная добродетель представительниц прекрасной половины человечества. Подобный ригоризм становится понятным лишь тогда, когда понимаешь, что цель этого послания заключалась в угождении патриархальных представлений греко-римского общества. Нельзя сказать, что они повсеместно соблюдались. Однако это были те идеалы, к которым стремились греки и римляне, едва пытаясь их достичь. Такое послание сродни русскому «Домострою», памятнику 16 века, где поясняются и комментируются права и обязанности членов семьи.

Другое дело ранний Павел. Среди его адресатов в Послании к Римлянам библеисты долго не могли разглядеть в имени Юнии (Рим. 16:7) милую, машущую нам рукой женщину. Ведь Павел говорит о людях, которые прославились среди других апостолов! Получается, Андроник и, по всей видимости, его жена Юния — были апостолами. Не те из двенадцати. А остальные, которые не были частью столпов (сравните 1 Кор. 15:5 и 7). Или взять, например, отрывок послания Колоссянам (4:15), где Павел пишет: «Приветствуйте братьев в Лаодикии, и Нимфана, и домашнюю церковь его». Пикантность этого перевода заключается в том, что Нимфа (Nympha) — это женское имя, соответственно, руководителем домашней церкви в Лаодикии была женщина. Мы ничего не знаем о ее социальном статусе и происхождении. Если наш читатель разглядел в этих строках про-феминистские тональности на тему «женского священства», успею его разочаровать, т. к. во времена Павла, условно говоря, руководителем общины становился pater familias. Т. е. некий патрон, отец и глава семейства «ойкоса» (греч. «дом»). Поскольку церкви в то время были исключительно домашним явлением, Павел при обращении такого дома в христианство не привносил в него каких-либо «церковных» институтов. Уже существующие и характерные для греко-римского ойкоса (дома) структуры становились частью христианского служения. То ли Нимфа из послания Колоссянам, то ли Лидия у Луки – та, которая из города Филиппы (Деяния 16:14) — эти женщины стали патронами или даже матронами домашних церквей, предоставляя странствующим апостолам, пророкам и учителям свои дома, финансовые и материальные ресурсы. Такое понимание роли Нимфы и Лидии находит свое интересное подтверждение в рассмотрении фигуры Фивы — «диакониссы церкви Кенхрейской» (Рим. 16:1, 2). Павел занимательным образом на взгляд современного исследователя называет ее «простатис». Латинский эквивалент этого слова «патронесса». Другими словами, она была бенефактором и меценатом Павла. Слово «диаконисса» еще не несет в себе иерархической смысловой нагрузки, как в поздних посланиях Павла. Павел и сам называет себя «диаконом» (Кол. 1:25), а также Иисуса Христа (Рим. 15:8). Ввиду того факта, что Павел везде подчеркивает свое апостольство, особенно в споре с иудеями, было странным считать, что он сам себя «понизил» согласно «иерархической табели».

Интересно и то, что женщины в Коринфе пророчествовали (1 Кор. 11:5, 6). Наше внимание не приковано к таким деталям, как покрытие или непокрытие ее головы. Важно то, что формат христианского собрания не подразумевал большого богослужебного зала. Это была трапеза в «триклинии», в большой обеденной комнате, столовой или гостиной – там проходили трапезы и пиры. После ужина коринфяне преломляли хлеб и пили вино, что символизировало собой символический переход из ужина в общение. В это время любой участник праздника Агапэ мог начать «пророчествовать» или молиться. Так коринфяне начинали свой симпозиум. И вот что примечательно, Павел призывает всех коринфян пророчествовать: «Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение» (14:31). Не уходя в дебри филологии, мы можем лишь заметить, что пророчеством в контексте послания Павла являлась любая полная энтузиазма и внятная речь о Христе (в отличие от языка). И вот что интересно, Павел не делает различия ни в 1 Кор. 11:5, 6 ни в 1 Кор. 14:31. Все могут и должны пророчествовать. Но это должно быть чинно (1 Кор. 14:32, 33).

Теперь самое интересное. Кто-то верно заметит: почему тогда Павел запрещает в конце 14-й главы женщине говорить в церкви? т. е. она должна молчать! (1 Кор. 14:34, 35). Как мы уже увидели, Павел не возражает, чтобы женщины пророчествовали. Единственное его условие — это покрытие головы. Павел рассуждает о пророчестве снова в главе 14 и на ровном месте вдруг меняет тему, переходя на вопрос «женского служения в церкви». Тому есть несколько объяснений, которые нашим читателям мы предлагаем исключительно как мнение некоторых «школяров». Как мы уже указали, во-первых, Павел не ставит под сомнение то, что женщины в церкви молятся и пророчествуют. Во-вторых, почему Павел нарушает ход мысли в конце 14-й главы? Если убрать стихи 34 и 35 – ход его мысли никак не нарушается. В-третьих, в древних манускриптах стихи 34-35 находятся после 40-го стиха! (см. 27-е издание Нестле-Аланда, Novum Testamentum Graece, 2001, 466). Поэтому некоторые библеисты выдвинули предположение, что кто-то из редакторов добавил это место на поля манускрипта — причина, которую мы тут обговаривать не будем. Следующее поколение переписчиков внесло это в основной текст письма Павла. Однако они это сделали по-разному, т. е. вставили текст с полей в разные места. (Например, искушенные в текстологии Нового Завета знают, что некоторые важные и интересные отрывки в синодальном тексте отсутствуют в самых древних манускриптах: Ев. Марка 16:9-20; Ев. Луки 22:43,44; Ев. Ин. 7:53-8:11; 1 Ин. 5:7, 8 — причины тому, главным образом, богословские).

А что, если это все же сказал Павел? Тогда исследователю нужно ответить на уже поставленный нами вопрос: «Почему женщины у Павла пророчествуют и молятся?». Толкование, что Павел запрещает женщинам «говорить в суе» или «пустомелить», а это и есть основное значение глагола не «говорить» в церкви, не выдерживает критики. Ведь женщины по большому счету находились не на богослужебном собрании где-то в молитвенном доме, а по сути дома! И возможно, у себя дома. Если Павел решил в конце своей логической цепочки «пройтись по дамам», почему он ничего не сказал о детях и рабах?

Вот такой у нас получился обзор «женского служения».

Подведем итог. Вопрос о служении женщин в церкви так прямо перед Павлом никогда не стоял, поскольку он был всегда убежден, что во Христе нет ни мужского, ни женского, ни раба, ни свободного (Гал. 3:28). Как видно, Павел свято верил в творческий потенциал женщин. В этот потенциал, кстати, верил и Иисус Христос, среди учеников которого было много женщин. Именно женщины пришли к гробнице и стали первыми свидетелями воскресения Иисуса, а не прагматики мужчины. Влиятельные женщины помогали служению Иисуса и Павла. Не менее влиятельная жена Пилата пыталась Иисуса освободить. Еще в Ветхом Завете Девора подняла Израиль и Варака на борьбу с Сисарой и его войском (Судьи 4:4). Именно Авигея «разрулила» конфликт между Давидом и Навалом, когда те пошли друг на друга с «ножами и саблями»: «ты у меня за слова ответишь!». Словом, если оставить на время все наши споры по поводу ординации женщин в пасторское служение, а также особенности феминистской герменевтики, как там ни крути, а женщины играли и будут играть важную роль в духовной истории человечества. С чем мы их снова поздравляем сегодня!

Виктор Шленкин,
"Баптисты Петербурга" www.baptist.spb.ru




Колонка "Комментарии" является авторской рубрикой сайта "Баптисты Петербурга", мнение автора рубрики не является официальной точкой зрения Объединения церквей ЕХБ г.СПб и ЛО.



новости

7 Августа 2017 г.

Вифания 2017

Вифания 2017

1 Августа 2017 г.

Крещение в Волхове

Крещение в Волхове

24 Июля 2017 г.

«Свободный полет»

«Свободный полет»

29 Июня 2017 г.

Open Air 2017

Open Air 2017

4 Июня 2017 г.

Летнее крещение

Летнее крещение

новости на ваш e-mail
комментарии

4 Апреля 2017 г.

Жив, несмотря ни на что!

7 Января 2014 г.

Ксенофобия

24 Декабря 2013 г.

Евро- или рублемайдан
читать все комментарии