комментарии
журнал "Вестник"

Дом Евангелия

важно знать
видеоролики
о церкви

Комментарии

Нужны ли российскому триколору оранжевые крапинки?

09 Октября 2007 г.

Нужны ли российскому триколору оранжевые крапинки?

Скоро российские граждане отправятся на выборы голосовать за политические партии для формирования очередной Государственной думы. Баптисты также будут делать свой выбор. Российское правительство, глядя на то, что происходило в Грузии, Украине и Киргизии, наверняка, делало и свои выводы: в стране наводился порядок, пресекалось всякое реакционное движение против существующего государственного устройства. Некоторые протестантские руководители начали даже энергично открещиваться от того, что происходило на Украине. Другие стали спекулировать на том, что протестанты-де должны стать движущей силой реформатских преобразований в российском обществе. Эти события побуждают нас обратиться к политическому вопросу и сделать несколько богословских и исторических замечаний.

Для начала хотелось бы напомнить читателю значение российского триколора. На эту тему, собственно, можно прочитать несколько вдохновляющих проповедей. Белый цвет символизирует мир, чистоту, непорочность и совершенство; синий указывает на постоянство, веру и верность, а красный обозначает энергию, силу и кровь, пролитую за Отечество. И можно убежденно заверить, все три цвета нисколько не подрывают библейские ценности и реалии, под которыми подпишутся фактически все евангельские христиане. А на что указывают оранжевые цвета?

Исторически этот цвет обязан своим появлением освободительному движению, боровшемуся против католического присутствия в Голландии, а потом и в Северной Ирландии, где впоследствии возник протестантский орден оранжистов (в честь Вильгельма III Оранского), созданный в XVII веке для борьбы с католиками. До сих пор в Ирландии этот цвет является бойцовским символом протестантов.

Теперь становится ясно, почему в политическом пространстве некоторые протестантские лидеры энергично открещиваются от какой-либо связи с украинскими «оранжистами». Ведь в оном движении принимало большое количество евангельских церквей. Некоторые быстро смекнули: «Зачем нам лишняя опека кремлевских очей? Никакого отношения к оранжевому цвету мы не имеем, хотя и протестанты».

Конечно, не стоит здесь давать богословскую и политическую оценку действиям украинских собратьев. Там имеется свой собственный политический климат, который созрел благодаря активному участию самих же украинцев в жизни страны. Однако стоит обратить внимание на такой момент: оранжевые «телодвижения» перестают иметь смысл тогда, когда мы рассматриваем политическую сцену в России. Во-первых, протестантов раз-два и обчелся. Боевых знамен у нас нет, а пацифистки настроенных христиан у нас немало. Во-вторых, мы должны еще разобраться в том, что собой представляет оранжевое явление. В-третьих…, а в-третьих, мы вернемся к обсуждению, которое убедительным образом однажды предложил «Протестант Протестантыч» — Мартин Лютер.

Сначала мы рассмотрим кратко первый момент. Россия — не Европа семнадцатого века. Россия не живет и не руководствуется религиозными соображениями в рассмотрении своей внутренней жизни. Да и протестанты сегодня в России не те, которые жили в Европе в период становления Нового времени. Нас действительно очень мало, а некоторая наша часть по определенным причинам относится к политической жизни индифферентно, как и многие другие наши сограждане.

Что такое оранжевое движение? Как мы уже говорили, исторически это религиозно-политическое движение, которое своей целью ставило не только борьбу с католиками, но и с политическим режимом того или иного монарха. Однако сегодня, по сути, нам бороться особо не с кем. С нами никто и не борется. То, что государство от баптистов «не в восторге» — дело известное (не предоставляют равных прав с другими «традиционными» религиями, не защищают от клеветнических кампаний и пр.). Но это, разумеется, далеко не война. Когда же появляются провокационные намеки, что протестанты-де могут или должны сдвинуть существующий политический режим, нам нужно процитировать упомянутого выше отца Реформаторского движения в Европе. Итак, вернемся к Лютеру.

В книжке «Могут ли воины обрести Царство Небесное» Лютер рассказывает Асканию фон Краму такую историю: «…Ученые также часто вспоминают притчу о паломнике, покрытом язвами. На них сидели мухи и сосали кровь. Тут подошел один благочестивый человек и, желая ему помочь, прогнал всех мух. Но паломник возмущенно воскликнул: “Ах, что же ты наделал! Эти мухи уже настолько насытились, что не причиняли мне особой боли; теперь же на их место прилетят голодные мухи и будут мучить меня намного сильнее!”»

Далее Лютер убедительно говорит о важности послушания существующей власти, как власти от Бога (Рим. 13:1-2). Рамки нашей статьи не позволяют, конечно же, привести все аргументы реформатора. Однако пример этой притчи ярко характеризует тон произведения отца Реформации.

Согласно Лютеру, все народы, которые свергали своих тиранов (неугодных наместников) пожинали горькие плоды. Так они переживали времена еще более смутные и тягостные, нежели во времена существующей, хотя б и несправедливой, но законной власти. Приведу последнее высказывание знаменитого немца: «Кроме того, свержение тиранов влечет за собой нехорошие последствия или примеры для подражания; а именно: там, где одобряют убийство или изгнание тиранов, это скоро укореняется, а вытекающее отсюда безграничное самоуправство приводит к тому, что в тирании обвиняют не тиранов и убивают их, когда вздумается черни [sic]».

Евангельские христиане-баптисты всегда настаивали на отделении церкви от государства. Однако они нисколько не противятся участию христиан в общественной и политической жизни страны (если не говорить о некоторых сектантских настроениях, которые свойственны всем конфессиям). Будучи солью общества и живя в стране, где общественно-политический климат оставляет желать лучшего, христиане могут принести большую пользу, показывая пример благочестивой жизни. Российское правительство, Государственная дума, администрации городов — вот места, которые отчаянно нуждаются в соли. И здесь христианин при помощи молитв и личного свидетельства может оказать большую помощь для Божьего Царства, нежели возглавляя баррикады и колонны несогласных граждан. В нынешней ситуации любая политическая активность, если она не нарушает общественный порядок и конституционные нормы законодательства РФ, может только приветствоваться. Собственно, это не дань либерализму, а нечто из сферы естественного права человека. Сметая существующую власть неважно какой метлой: «оранжевой», «тюльпановой» или «розовой», — мы можем быть уверены в появлении более голодных и кровожадных мух. Отсюда мораль: лучше выдрессировать мух (воспитать наших граждан, включая политиков, надеюсь, иносказание понятно…), нежели довольствоваться их мерзким наличием на теле человека и безнаказанным реянием поблизости их более кровожадного собрата.

Виктор Шленкин




Колонка "Комментарии" является авторской рубрикой сайта "Баптисты Петербурга", мнение автора рубрики не является официальной точкой зрения Объединения церквей ЕХБ г.СПб и ЛО.



новости

7 Августа 2017 г.

Вифания 2017

Вифания 2017

1 Августа 2017 г.

Крещение в Волхове

Крещение в Волхове

24 Июля 2017 г.

«Свободный полет»

«Свободный полет»

29 Июня 2017 г.

Open Air 2017

Open Air 2017

4 Июня 2017 г.

Летнее крещение

Летнее крещение

новости на ваш e-mail
комментарии

4 Апреля 2017 г.

Жив, несмотря ни на что!

7 Января 2014 г.

Ксенофобия

24 Декабря 2013 г.

Евро- или рублемайдан
читать все комментарии