комментарии
журнал "Вестник"

Дом Евангелия

важно знать
видеоролики
о церкви

Комментарии

Кризис, сиречь «суд»

29 Сентября 2008 г.

Кризис, сиречь «суд»

Мировую и отчасти российскую экономику знобит. Самое используемое слово, определяющее ее состояние, это «кризис». А кризис, как известно, слово греческое, означающее «суд», ни больше ни меньше… А что, собственно, судят? Кто судит? По каким причинам и правилам? На протяжении долгого времени никто не может дать ответ, который, как нам кажется, лежит на открытой даже для всех неискушенных в экономических вопросах обозревателей поверхности. Жиреем, господа…

Многие мои американские друзья, возвращаясь после долгого проживания в России обратно на родину в большие города, замечают бросающийся в глаза факт: «Сколько здесь толстых людей?! Откуда они берутся? Конечно, толстяки и толстячки имеются везде. Но ведь не в таком количестве!» – удивляются они. И не в такой «массе». Некоторые люди, страдая ожирением, используют специальные кресла на колесах, чтобы облегчить свое передвижение по городу! Более того, эти «тяжеловесы» создают собственные ассоциации по защите прав людей, которые за свои лишние килограммы подвергаются дискриминации со стороны других граждан. Американцы обленились, честно признаются сами U.S.А.-граждане. Они обленились и отвыкли платить по счетам.

Когда «производственные линии» оказались в Китае, Индии или других более бедных странах, жителям Запада осталось только осваивать те профессии, которые больше оценивались по шкале престижа. Их мечта и общее представление о жизни свелось к обязательному приобретению дома, нескольких машин и получению их детьми высшего образования. Все, что выходило за пределы этого стереотипа, клеймилось как социальное бедствие и явный признак бедности. Сегодня в США главным образом почитаются такие виды работ как продажи (товара или услуг), обслуживание, строительство, шоу бизнес и производство оружия. Всем «остальным», т. е. грубой хозяйственной работой, занимаются афроамериканцы, «испаносы» и прочие эмигранты.

Люди привыкли к подобному образу жизни. Страшнее всего, что многие граждане Америки привыкли к тому, чтобы жить в долг. В долг (кредит) покупается дом, машина и образование. При всем том, что многие менеджеры крупных городов получают около 500 тысяч долларов в год, они все равно умудряются брать и снова брать кредит у банков. Закончилось все это тем, что страна оказалась в долгу у всего мира (тринадцать триллионов долларов!). А поскольку экономики нашего общего мирового рынка объединились в одном усилии производства, этот кризис чувствуется всеми.

Эта связь между рынками имеет долгую предысторию. Все начиналось с того, что до времени индустриализации общества в Европе и России фактически большая часть населения занималась собственным хозяйством. Другими словами, каждая семья имела свое «дело», т. е. бизнес. Интеллектуальная мышца человека в период, предшествующий индустриализации общества, работала совершенно иначе. Люди располагали коммерческим чутьем, которое ослабло тогда, когда появились мануфактуры, заводы, фабрики и в дальнейшем могущественные в финансовом отношении корпорации. Отдельные семьи уже не могли конкурировать с заводами. Они разорялись и шли работать на «чужого дядю». Со временем люди стали жить в стерильном городском пространстве, где отношения между людьми диктуются парадигмой «наемник — работодатель». Эти же работодатели формируют корпорации и холдинги. А это, в свою очередь, формирует общую сеть всемирной макроэкономики. Если лихорадит в одной части финансового мирового тела, это чувствуют и другие органы. Россия стала частью мировой экономики, поэтому все, что касается США и Европы, будет касаться и нас. Теперь становится понятно, что каждый конкретный человек становится глубоко уязвим от того, что (несмотря на его личные качества и профессиональные способности) происходит в том уголке вселенной, до которого ему раньше не было дела.

Объединение всех экономик мира явно напоминает общее повествование Библейской книги Откровение. Нам бы не хотелось использовать иллюстрации из этого апокалиптического текста в качестве каких-либо религиозных «страшилок». Но слишком бросаются в глаза некие параллели, которые мы находим между Божьим Словом и происходящим в реальности. Иоанн пишет: «После сего я увидел иного Ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую; земля осветилась от славы его. И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая [блудница], сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы, и цари земные любодействовали с нею, и купцы земные разбогатели от великой роскоши ее» (Откровение 18:1-3). На первый взгляд может показаться, что здесь говорится о религиозном институте, который полностью подменил церковь. Автор играет противопоставлениями: Церковь есть Невеста Христа, а вавилонская блудница – некий отпадший от Бога религиозный институт. Однако вряд ли кто-то из авторов Библии видит Церковь в качестве «института» per se. Церковь – это невидимое тело Христа. Это нечто более сложное, чем зарегистрированная в Минюсте организация. Вавилонская блудница есть Подмена. Это ложное понятие. Это не просто «церковь-отступница». Это система. Ведь с ней были повязаны «экономики»: народы, цари и купцы. Падает в пропасть экономика и финансовая система США – это вызывает бурю негодования на заседании ООН и у всех глав европейских стран. Чем не параллель с футуристическими описаниями узника с острова Патмос?

Эта система – какой бы она ни была – является символом независимости от Бога. Автор говорит, что этот древний город (неспроста Джордж Клейсон назвал свою книгу «Самый богатый человек Вавилона» – «древнейшие» секреты финансового успеха) является жилищем бесов и пристанищем для нечистых духов. Другими словами, он является носителем не той подлинной жизни (жизнь по-еврейски также «руах», т. е. дух), что от Бога, но отражает искаженную жизнь противоборства с Ним.

Можно ли достичь финансового успеха и безопасности? Можно. Оказывается, даже без Бога. Многие народы, земные цари и купцы разбогатели, являясь частью глобальной системы. Возможно, эта система научилась давать ответы на вопросы эпидемий, болезней, финансовых проблем, ипотеки, питания и многого другого. Однако однажды эта система падет. Бог сегодня заочно судит этот мир. Кризис, сиречь суд, говорит о том, что человек не может построить идеальный мир. Это не заложено в его способностях и власти. Как бы он ни старался, суд неизбежен и мы являемся свидетелями того кризиса, который в будущем времени коснется всех людей и всех народов. В девятнадцатой главе Книги Откровения мы видим, что ужас князей и купцов сменяется небесной радостью и ликованием. Бог и все жители неба радуются падению той системы, которая карикатурно пародировала жизнь, которая, по сути, жизнью не являлась. Поскольку жизнь только с Богом и в Боге.

В этом цивилизованном постмодернистском мире, где, собственно, мы уже не являемся свидетелями сильных и бесчеловечных гонений на христиан, детям Божьим, тем не менее, не стоит расслабляться. Не следует также успокоенно и предвкушенно думать о «благословениях» объединенной системы мира. Здесь мы встречаемся с теми же самыми вызовами, которые были брошены первым верующим Римской империи. Однако, если раньше их заставляли выбирать между неким Христом и императорским образом на римской монете, сегодня христиане становятся пред лицом качественно другого испытания. Но не менее сурового. Мы сегодня выбираем между скорейшим обогащением и алчностью, при которой упоминание христианской этики кажется каким-то анахронизмом. Змей однажды предложил Еве плод, который стал символом самодостаточности. Выберет ли она Бога или увидит в этом плоде ту жизнь, которая скорее является образом и тенью жизни, но не жизнью самой. Человек, пытаясь построить на этой земле жизнь, забывает, что подлинная жизнь лишь в Боге, а то, что остается на виду, есть только ее видимая часть. Тень и симптом жизни, но не сама жизнь.

Виктор Шленкин




Колонка "Комментарии" является авторской рубрикой сайта "Баптисты Петербурга", мнение автора рубрики не является официальной точкой зрения Объединения церквей ЕХБ г.СПб и ЛО.



новости

7 Августа 2017 г.

Вифания 2017

Вифания 2017

1 Августа 2017 г.

Крещение в Волхове

Крещение в Волхове

24 Июля 2017 г.

«Свободный полет»

«Свободный полет»

29 Июня 2017 г.

Open Air 2017

Open Air 2017

4 Июня 2017 г.

Летнее крещение

Летнее крещение

новости на ваш e-mail
комментарии

4 Апреля 2017 г.

Жив, несмотря ни на что!

7 Января 2014 г.

Ксенофобия

24 Декабря 2013 г.

Евро- или рублемайдан
читать все комментарии