комментарии
журнал "Вестник"

Дом Евангелия

важно знать
видеоролики
о церкви

Комментарии

День святого Соломона

18 Февраля 2009 г.

День святого Соломона

В течение целого месяца мы отмечаем праздники, которые относятся исключительно к самой природе человека: День Святого Валентина, День защитника Отечества и Международный Женский день. Кто-то из христиан присоединяется к празднованию, особо не задумываясь о происхождении этих дат, а кто-то скептически разносит в пух и прах светский характер таких мероприятий. Мы же можем увидеть в этих праздниках нечто более глубокое, чем просто взаимное чествования друг друга: мужчину и женщину – дань, которая является непосредственным плодом европейского гуманизма и равноправия. Хотя нужно оговориться, что в этом вопросе не обошлось в Европе без того же христианства. И, вообще, гендерный вопрос, т. е. вопрос пола – это очень серьезная тема для обсуждения.

Кстати сказать, не было особой нужды находить отдельного святого, такого как Валентин, чтобы создавать отдельный прецедент для празднования Дня влюбленных. Мы не будем рассуждать здесь конкретно об истории Валентина. Странно, но в Библии есть человек, с именем которого, если возникла бы нужда создавать какой-то праздник, можно было бы связать такие реальности жизни как ухаживание, романтика, влюбленность, брак и секс. Ну, как вы поняли уже из названия этой статьи, такой «святой» уже был — Соломон. В его книге, вернее, сборнике свадебных гимнов, собрана вся его поэзия, посвященная романтичным отношениям с девушкой, имя которой мы так и не узнали. Эти отношения были для Соломона священными, коли они стали частью канона. Вряд ли самые «сочные» высказывания этого романтика станут предметом изучения наших детей в воскресных школах. Что-то мне подсказывает, что такой отрывок как Песнь Песней 7:4,8,9 (уж прочитайте, пожалуйста, сами) не станет «золотым стихом» в программе христианских лагерей. Добавим к этому, что среди наших проповедников не так много найдется смельчаков, которые пожелали бы избрать его в качестве основного текста проповеди с целью донесения до своих прихожан наиглавнейших духовных истин о спасении… Но если серьезно, нам действительно есть о чем поговорить.

Верующие люди настолько поглощены вопросом спасения и «духовного труда», что на уровне подсознания – а я не считаю, конечно, что это проповедуется открыто – как кажется, вопрос влюбленности и ухаживания, семьи, рождения и воспитания детей есть вопросы земные и временные. В каком-то смысле это даже компромисс и поблажка нашей плоти, которая напитана гремучей смесью из гормонов. По кончине же земного эона придет конец всему тварному (читай, временному и греховному), и мы будем унесены на сретение с Господом на небе. Но вот что интересно, при всем том, что евангельские христиане и христиане вообще считают (опять же, на уровне подсознания), что вопрос гендера, любви и романтики – вопросы из сферы компромиссов, мы трепетно относимся к вопросу брака и особенно добрачным отношениям. Вполне возможно, это даже визитная карточка российских баптистов. По крайней мере, мы об этом весьма самозабвенно проповедуем, хотя угроза целостности христианской семьи в России все больше и больше под угрозой распада.

И тем не менее, мы больше всего увлечены вопросами изучения Библии и собственного спасения. Евангельские христиане не особо уделяют значения тому, что однажды сказал один раввин о такой книге как Песнь Песней. Приведу цитату равви Акивы: «Ни один день сотворения не стоит дня, в котором Песнь Песней была дана Израилю. И хотя все Писания святы, лишь Песнь Песней – Святая Святых». Вот как. С чего бы он так решил?

Дело в том, что сотворил Бог Адама и Еву все-таки на земле, в неком дендрарии, который мы называем Эдемом. Это сад. И он был на земле. Не на небе. Как будто бы мало среди нас найдется таких верующих, которые сильно оспаривают этот факт. Но вот ирония, нам кажется, что наше дальнейшее спасение и существование связаны с небесной сферой, а не с земной. Например, в некоторых песнях из наших сборников действительно можно найти такие слова, где «небеса» контрастно противопоставляются земле. Эту планету мы оставим ради небесного жилья. То, что апостолы понимали как метафору, например, «Царство Небес», ранняя и потом современная церковь стала понимать буквально.

Однако апостол Иоанн говорит о том, что наш золотой город Иерусалим – конечное пристанище всех христиан после нашего воскресения, сойдет с неба на землю. Не наоборот! Напомню, что мы будем жить с Богом в вечности на новой земле и под новым небом. Не на небе, где христиане, усевшись на тучке и болтая ногами, будут поглядывать сверху на поверхность в прошлом родной равнины и степей! Мы не будем говорить здесь об этом во всех деталях – у нас мало места – но именно такое, согласно моему убеждению, библейское учение о воскресении.

Отсюда следуют далеко идущие выводы. В мире происходит жесткая эксплуатация пола. Причем страдают от этого не только женщины, но и мужчины. Если женщина эксплуатируется жестко и беспощадно, то мужчина страдает от того так, что теряет свою сущность и призвание. Ведь они вдвоем должны были раскрывать божественную сущность всему творению. Через Еву невидимый Бог хотел показать миру свою пленительную красоту. А через Адама Творец хотел явить свою покоряющую силу. Бог совмещает в своей природе оба пола, обе эти полярности. Сегодня уже трудно разглядеть в огрубевших чертах мужчины и женщины эти два начала. Красота Евы жестко эксплуатируется, причем и сама женщина использует свою красоту как обменную монету. Сила же мужчины сведена к животному инстинкту.

Церковь, Божий народ, может придать этим праздникам глубокий духовный смысл. Мужчине нужно вернуть свою потерянную мужественность, а женщине – свою пленительность. Ведь женщина, если автор будет говорить об объекте своего служения (разумеется, ведь я – мужчина!), должна томить и пленять. Но только лишь с той целью, чтобы благословить и одарить. Не того ли хочет и Бог? Давид молится, что от ранней зари ищет лица Божьего. По Нему страдает его плоть. По Нему истомилась его душа. И когда Давид находит Его, он успокаивается. Однако в мире не так. Мужчины не могут успокоиться красотой женщины. Они ненасытны. Женщина же не предлагает себя в дар. Он получает от своей красоты дивиденды.

С другой стороны, Бог выступает как Бог крепкий, как Воитель. Он нас покоряет, вступает в завет и предлагает свою мужественную защиту, поддержку и любовь. Он не использует нас, поигравшись со своим творением как игрушкой. Он относится к нам со всей серьезностью, воспринимая нас на равных, как достойных партнеров. Он обещает быть нам верным, не допуская и мысли «о другой». Не так ли мужчина должен относиться к женщине?

Соломон писал о своей возлюбленной страстно. Возлюбленная отвечала ему взаимно. И если Бог оставил место для такой книги в каноне Библии, у нас может появиться масса оснований, чтобы задуматься о своем поле. Что доносит до окружающего мира мой мужской или женский пол? Являю ли я свою мужественность, стойкость, отвагу, чуткость, инициативу, храню ли я обещания, верен ли я, гарантирую ли я своей возлюбленной поддержку? Или я просто эксплуататор ее тела, высокомерен в отношении ее положения в семье и даже насильник в сфере сексуальных отношений? Одаряет и делает ли моя красота – может задуматься дочь Евы – мужчину плененным и, соответственно, счастливым? Вдохновляю ли я его своим вниманием и нежностью? Делает ли его моя красота, как внешняя, так и внутренняя, мягким и нежным. Либо я всего лишь, манипулируя, также эксплуатирую его, контролирую его доходы и кошелек? В конце концов, учатся ли дети Адама и Евы хоть чему-то друг у друга? Ведь и дочери Евы должны стать мужественными, а дети Адама – нежными. Мы можем задать сами себе множество подобных вопросов, потому что наш пол, наша гендерная идентичность дарованы нам Богом совсем не случайно. Это дано нам Богом не только для настоящего, но и для будущего. Мы можем бездумно и беспечно наслаждаться партнерством. Особенно это касается молодежи. Многие стараются найти себе возлюбленного, считая, что это поможет парню быть более мужественным, а девушке более женственной. Они думают, что таким образом могут состояться как личности. Но часто это «партнерство» приводит молодых людей к большим проблемам. Человек может уже состояться как личность только потому, что он и она являются образом Божьим.

Словом, у нас есть много о чем подумать в эти «мужественные и женские дни».

Виктор Шленкин, "Баптисты Петербурга"




Колонка "Комментарии" является авторской рубрикой сайта "Баптисты Петербурга", мнение автора рубрики не является официальной точкой зрения Объединения церквей ЕХБ г.СПб и ЛО.



новости

7 Августа 2017 г.

Вифания 2017

Вифания 2017

1 Августа 2017 г.

Крещение в Волхове

Крещение в Волхове

24 Июля 2017 г.

«Свободный полет»

«Свободный полет»

29 Июня 2017 г.

Open Air 2017

Open Air 2017

4 Июня 2017 г.

Летнее крещение

Летнее крещение

новости на ваш e-mail
комментарии

4 Апреля 2017 г.

Жив, несмотря ни на что!

7 Января 2014 г.

Ксенофобия

24 Декабря 2013 г.

Евро- или рублемайдан
читать все комментарии