комментарии
журнал "Вестник"

Дом Евангелия

важно знать
видеоролики
о церкви

Комментарии

На победу

30 Апреля 2010 г.

На победу

На Красной площади скоро выстроятся бравые офицеры, солдаты и курсанты, отмечая очередную годовщину, а в этом году и юбилей победы Советского Союза над немецкими захватчиками во Второй мировой войне. Как ни странно, настроения, связанные с этой войной и победой, сегодня не так однозначны, как если бы это было десятилетия назад. И дело тут не только в постмодернизме нашей эпохи.

По-модернистски настроенное человечество содрогнулось однажды, а потом еще раз после двух мировых войн, которых разделило всего-навсего какое-то с лишним десятилетие. С триумфализмом гуманистов, которые тешили себя мыслью о достижении и выходе за пределы мироздания, было в каком-то смысле покончено. Взамен: полное разочарование в способности человека познать истину. Постмодернисты теперь содрогаются при каждом поднятом боевом кличе искать правду или универсалию. Они помнят, что со временем Инквизиции «охотники за вечными и непреходящими идеями» не забывали при случае разжечь костер аутодафе, на котором, корчась от боли, будет сгорать до пепла любой противник (т.е. грешник) непреходящего вечного «авторитета» – святой католической церкви… Подобные подозрения в западной Европе перешли и на все христианство.

Победа союзников, унижение Германии, изменение лица Европы и появление новых супердержав США и СССР – результат войны. По обе стороны идеологически заряженных государств по-разному воспринимали саму войну и то, кто в ней считался победителем и побежденным. Да и само слово «победа» на русском языке означает нечто, что пришло «после беды». Поэтому и «победу» в странах бывшего Советского Союза стали воспринимать по-разному. Разочарованные в высоком взгляде на человека постмодернисты верили, что ответственность за интерпретацию фактов всегда несет сильнейший.

В известном смысле, скажут они, истины вообще-то не существует. Существуют нормы. А нормы, так называемые «истины», интерпретирует – и интерпретирует успешно – тот, кто обладает властью. Родившиеся в СССР скажут, что действительно заслуженная победа в войне с фашистами была результатом действия Советской Армии. Ничего более. Начиная с детского сада и начальной школы именно такая мысль им втолковывалась в голову благодаря коммунистической пропаганде. Интересно, но факт, американцы и европейцы, мягко говоря, считают это рассуждение достаточно спорным.

Более того, те национальные государства, которые пришли на смену развалившегося Союза, тоже толкуют «победу» по-разному. Воззрения прибалтийцев, поляков, украинцев серьезно отличаются от взглядов российской политической элиты. Это происходило потому, что эти страны были объектами исключительно политического влияния и нажима со стороны крупных держав, таких как, скажем, СССР. А поскольку Союза больше не существует, не существует и рычагов, с помощью которых властелин на глиняных ногах оказывал бы далее свое влияние. Таким образом природа понимания этого исторического события в корне изменилась. Хотя бы потому, что в нашем распоряжении имеется больше информации.

Сегодня стало модным попинать Красную Армию. Наверное, есть за что. Да и слишком много конфуза да противоречий подкидывает нам, родившимся после этой войны, история. Когда произошло крушение СССР, на неподготовленных людей обильно выливалась как архивная, так и зарубежная альтернативная информация, где говорилось, кроме всего прочего, что советские солдаты, перейдя границы своего государства, чуть ли не изнасиловали всю Германию. Наверное, не без этого. Тем более, автор этих строк и сам был очевидцем свидетельства уже пожилого преподавателя Реформации, немца, который поделился далеко не обычными для нашего слуха интимными воспоминаниями, рассказывая нам, студентам из России и Украины, как «советские освободители» насиловали на кухне его мать. Мы не знаем, какую меру и степень зла оставили после себя вне родины наши отцы и деды. Это была простая злость и месть грешного человека. А если снять со своих глаз пелену политической и религиозной ангажированности, можно с уверенностью сказать, что в этой войне было не так много подлинных историй без пятна и порока, которые со временем будут свиты в священные саги и легенды. Хотя политическая пропаганда, естественно, всегда подскажет своему социально-пассивному последователю, где «отважные разведчики, а где – подлые шпионы».

Другой трагичной страницей нашей истории были штрафные батальоны и заградотряды. Сотрудники НКВД расстреливали всех тех, кто приходил, спасаясь бегством, из плена, либо отправляли их «искупать своей кровью вину» в организованные из политических заключенных и откровенных бандитов-криминалов штрафные войсковые подразделения. Вот так жестоко и бесчеловечно поступала со своими сынами наша родина. Так получилось, что исторически российское государство в лице бездушных царей и чиновников с необъяснимой жадностью пожирало принесенных ей, как древнему Молоху, своих подданных и граждан.

Но факт был налицо: изменение взгляда на войну породило такую философию и мышление, что «правду», будь она историческая или метафизическая, знать в принципе невозможно. Правда и истина порождаются силой и властью. Бессмысленно подвизаться за ее поиск. Она спрятана за кулисами бесконечных интриг и манипуляций гнусных политиканов. Мы – рабы заговоров и тайных союзов. Миром правят масоны, банкиры и… евреи. «Демшиза», короче говоря…

И одним из самых ярких и неоднозначных философов постмодернизма, который сформулировал идею обусловленности «истин» и «правд», подаваемых из прямоугольного корпуса громкоговорителя, был Мишель Фуко. «Истина», считал философ, есть продукт общественный, культурный и политический. Это растяжимое понятие, которое приобретает ту или иную форму в силу сугубо корыстных мотивов власть имеющих. Не существует чего-то правильного или неправильного. Есть то, что является нормальным и ненормальным в данном культурном и политическом контексте.

Конечно, в жизни не без этого. Постмодернисты весьма корректно отметили, что власть и сила в руках морально извращенного человека могут пробудить в нем желание ре-интерпретировать любые исторические и политические факты, явления. (Это похоже на то, как пытаются перетолковать историю победы советских солдат в тех же странах Прибалтики). Сжигая свой собственный город, Нерон стоял на возвышенном месте в свете горящего пламени и мерцающих огней пылающего древнего Рима. Приходящий в себя, экзальтированный от запечатленного зрелища император тревожно раздумывал о том, на кого бы «свалить» ответственность за массовый поджог домов разъяренных горожан. Ими оказались члены недавно зародившейся секты христиан.

Отматывая историческую кинопленку, мы можем увидеть массу подобных сфабрикованных «истин». Однако, с другой стороны, постмодернисты вылили ребенка вместе с мыльной водой. Одно дело истина, другое дело – извращение истины. Конечно, политическим элитам приходится подавать те или иные факты под каким-то замаскированным соусом. Но это не означает, что истины и правды нет. Или то, что она недостижима. Скажем так. Признаться и исповедоваться за мрачное и греховное советское прошлое нашим политикам мешает здравомыслие и четкое осознание своей роли консолидировать российских граждан. Ведь среди них самих нет четкого согласия с тем, как рассматривать советское прошлое. И дело тут не просто в подтасовке фактов.

Германия признала ужас фашизма и ощутила себя в глубоком долгу перед восточной Европой в силу наличия консолидации и единодушия своих граждан. А как быть с народом (или народами?) такой страны как РФ, если он себя даже гражданским обществом еще толком не чувствует. В смысле наличия и реализации своих гражданских прав. Осознания своей государственной идейности и пр. Вот и приходится нам «консолидироваться», испытывая явное чувство противоречия: под распев российского гимна, мы вспоминаем всех тех, кто пал от фашистского снаряда и кого расстреливали сотрудники НКВД.

Мы живем в переходное время. Жить в оное с горькой иронией могли пожелать нам насмешливые древние китайцы. Ох, как оно и затянулось. Консолидация. Идея. Гимны. История. Национальная политика.

А закон?

Если оглянуться и присмотреться к древней священной Истории, то можно отметить одну закономерность: как при пророке Моисее, царях Давиде и Иосии, книжнике Ездре – ядром любой консолидации являлся закон, Тора. Закон служил мерилом истинности, гарантом прав и перечнем обязанностей граждан перед лицом Бога и царя. И если наш народ смирится пред Ним и обратится к закону, слушанию и выполнению оного, выздоровление общества непременно придет.

Виктор Шленкин,
"Баптисты Петербурга" www.baptist.spb.ru




Колонка "Комментарии" является авторской рубрикой сайта "Баптисты Петербурга", мнение автора рубрики не является официальной точкой зрения Объединения церквей ЕХБ г.СПб и ЛО.



новости

7 Августа 2017 г.

Вифания 2017

Вифания 2017

1 Августа 2017 г.

Крещение в Волхове

Крещение в Волхове

24 Июля 2017 г.

«Свободный полет»

«Свободный полет»

29 Июня 2017 г.

Open Air 2017

Open Air 2017

4 Июня 2017 г.

Летнее крещение

Летнее крещение

новости на ваш e-mail
комментарии

4 Апреля 2017 г.

Жив, несмотря ни на что!

7 Января 2014 г.

Ксенофобия

24 Декабря 2013 г.

Евро- или рублемайдан
читать все комментарии