Кому на Руси жить хорошо? Обыватель после пролистывания сведений деклараций с уверенностью полагает, что чиновникам. В «Ведомостях» опубликованы примерные, как рассуждают журналисты, цифры доходов госслужащих и генералов МВД. Разница между официальными доходами и существующим имуществом поражает воображение. И, конечно, тот же обыватель без всяких сомнений, познакомившись с такими цифрами, понимает, что тут не обходится без «подработки», которую обычно обозначают термином «коррупция». Но в чем ее причина и каковы последствия оной?
В свое время знаменитый писатель и историк Николай Михайлович Карамзин подытожил свои рассуждения о нашем обществе следующим высказыванием: «Если б захотеть одним словом выразить, что делается в России, то следует сказать: воруют». Но он, разумеется, не говорил о каких-то профессиональных ворах или бандитах с большой дороги. В России воровство выросло в какую-то особую традиционную культуру чиновничьего класса. Ведь власть также традиционно никогда не воспринималась, как возможность служить своему народу. Скорее, обогащаться за его счет.
Поэтому, исторически, «ходатаем» и «святым заступником» (или «угодником») каждого российского чиновника, «наследника диких скифов и варяг», скорого на хищение государственного имущества, можно было бы сделать князя Александра Даниловича Меншикова – озорного Алексашку. Если бы не заслуги перед Отечеством, Петр I давно отправил бы свою «вороватую, но верную руку» в ссылку или повесил. А так, ради порядка, палкой бил…
Какими только мерами царь-реформатор не боролся с казнокрадством. Кто-то думает, что если в России поднапугать чиновника плахой или устроить публичную порку, что-то да изменится. Но история напоминает, что даже казненные казнокрады и повешенные на стене Юстицколлегии не внушали страха служащим государственной машины. Даже ближайшее окружение царя, «гнездо Петрово», постоянно воровало. Подавая бородатым подданным пример, сам Петр жил в аскетических условиях на зарплату офицера. Но такой образ самоотречения русский народ никак не вдохновлял. Ведь проблема была в мировоззрении русских, а не в париках и камзолах. И в мировоззрении не только чиновников, а всего народа. Ведь первые приходят к власти не из ниоткуда. А к мировоззрению мы еще вернемся.
Традиционно, так повелось, в журналистике обычно избегают этого слова. Редко вы найдете заголовок: «Поймали за воровство». Или «В России идет борьба с воровством». Чаще используется благозвучный эвфемизм: коррупция. Этот специфический термин стал обозначать привольное поведение правящего класса, который, превышая и используя свои полномочия в корыстных для себя целях, использует данную свыше власть против общих интересов остальных граждан.
Вообще, коррупция происходит от слова «растлевать». Этическая составляющая при переводе этого термина становится различима. А что растлевают чиновники? Нравы и ценности? Или душу? Может, само наличие растления говорит о существующем дефиците высоких нравов? Вполне. Ведь дело, фактически, во всеобщей народной лени и обломовщине, отсутствии духовной элиты, желании выпускника ВУЗа как можно быстрее оказаться в столичном офисе престижной компании и разъезжать по ночным клубам на новенькой Mazda 3. И живем мы сегодня не в строгом викторианском обществе с римским кодексом чести. Понятно дело, всем нужно как-то крутиться и вертеться. С пистолетом в руках или дипломатической неприкосновенностью – неважно.
Другая особенность нашей действительности – это отсутствие того же маломальского лицемерия. Американские сенаторы, после проведения своего обеденного времени в компании деловых людей, на важный манер вертят перед носами журналистов кассовыми квиточками – свидетельством, что за обед они платили сами. У наших же слуг народа за «обеды» платят их жены-миллионерши. Как и что куда – знает народ. Знают и они. И в этом обоюдном неформальном согласии мы доверяем им править нами, а они благодушно соблаговолят принять это право от нас. Ведь по идее в нашем обществе есть все: и хлеб, и зрелища. Чего ж еще нам не хватает?
Но о пагубности коррупции: взятках, вымогательствах, сговорах, можно узнать не только из Библии – древнейшей, мудрой и проверенной временем Книги. Вред и разрушительность такого «растления», говоря словами Остапа Бендера – «научный медицинский факт, вещь известная и очевидная». Если государство погрязло в растлении, развитие его экономики, снижение инвестиций в производство, рост государственного бюджета, и многих других институтов заказаны. Разве это сложно понять? Видимо, да. И если вернуться к прерванной мысли первой части нашего комментария, мы поймем, что за поведением каждого человека стоит мировоззрение и ценности. Если человек ворует, он чего-то не понимает. Он перестал бояться. Кого? Бога!
Поэтому, дело тут именно в неверии. А также в элементарной, всенациональной лени и желании «прихватизировать» то, что тебе ни по какому закону и праву не принадлежит. Проблема Ахава и комплекс Иезавели. Ведь у каждой вещи в этом мире есть свой хозяин. В том числе Единый Духовный. И если привычная церковная среда, в которой традиционно взращивается мировоззрение народа, его культурные и этические оценочные руководства, сама не отражает ценности Царства Бога, то что это за церковь и христианство? Перефразируя слова апостола, «если свет, который в тебе тьма, то какова тьма?» Быть может, поэтому Петр благоразумно пристроил «это основное препятствие для державных преобразований», греко-российскую церковь, под контроль обер-прокурора, лишив ее главы-патриарха?
Бог поругаем не бывает. Придя к власти, Петр II отправил князя-воришку в ссылку. Меншиков умер вдали от столичной жизни и ее интриг, в деревне, из-за эпидемии оспы. Его захоронили рядом с церквушкой, которую князь построил своими руками. Позже река Сосьва смыла могилу Меншикова и унесла своим бурлящим потоком. Недоброе напоминание для тех, кто ошибочно и недальновидно считает, что Бог однажды умер и не воскрес.
Виктор Шленкин,
"Баптисты Петербурга" www.baptist.spb.ru
Колонка "Комментарии" является авторской рубрикой сайта "Баптисты Петербурга", мнение автора рубрики не является официальной точкой зрения Объединения церквей ЕХБ г.СПб и ЛО.
7 Августа 2017 г.
Вифания 2017
1 Августа 2017 г.
Крещение в Волхове
24 Июля 2017 г.
«Свободный полет»
29 Июня 2017 г.
Open Air 2017
4 Июня 2017 г.
Летнее крещение