комментарии
журнал "Вестник"

Дом Евангелия

важно знать
видеоролики
о церкви

Комментарии

Шалом, «Эрец Исраэль»!

27 Марта 2013 г.

Шалом, «Эрец Исраэль»!

Президент США Барак Обама на прошлой неделе оказался в Израиле. Взоры христиан-фундаменталистов Америки прикованы к этому визиту. Каждое обещание, заверение Израиля в поддержке США – это не просто часть дипломатических отношений, думают они, но жесты и движения, которые «детерминированы» волей Божьей. Она, воля Всевышнего, ведет одного за другим лидеров супердержавы по профетической дороге Апокалипсиса. Успех США, заверяют они, зависит от их отношения к евреям. А раз так — Израилю стоит помогать. Так ли нам нужно понимать политику любого современного государства? Что скажут по этому поводу другие библейские авторы, принимая во внимание тот факт, что Иоанн, автор Апокалипсиса, у нас в каноне не один?

Как пишут в BBC, Барак Обама торжественно произнес: «Соединенные Штаты поддерживают Израиль потому, что это соответствует нашим фундаментальным интересам в области безопасности. Наш союз вечный. Он навсегда». И что ж там за «фундаментальные интересы», подумает скептик, ведь США и так может в любой момент без всякого Израиля при помощи своих крейсеров и авианосцев всю Палестину бомбочками закидать. Не религиозное ли лобби заставляет американских президентов божиться на Израиль каждый день? Кто его знает...

Есть Книга, которая особенным образом вдохновляет верующих с Нового Света рассматривать так или иначе историю евреев. Правда, о Книге Апокалипсис мы говорили уже в прошлый раз. В этом отношении интересно посмотреть на Новый Завет не только с позиции «апокалиптической» карты, но и с той стороны, которая не кажется такой загадочной, и чья картина вполне ясна для осознания роли Израиля на геополитической карте мира. Важно ли христианам молиться за Израиль, и как тогда наши молитвы смогут помочь «скорейшему приходу Мессии»?

И сразу вопросы: 1. А не должны ли мы молиться за все народы мира? Чем Израиль лучше? Разве Бог не любит всех людей? 2. Говорят ли библейские авторы о том, что скорейшее обращение Израиля «подыграет» скорейшему возвращению Иисуса? 3. Какие вообще дивиденты получат христиане «из язычников», если они будут способствовать политическому, экономическому и пр. благосостояниям евреев в Палестине? Гм, вопросы хорошие, но их ответы не вполне очевидные.

Возьмем Матфея и его Евангелие. Если говорить об этом памятнике иудейско-христианской мысли, то нужно указать сразу: Матфей не дает никаких рекомендаций касательно молитвы за Израиль. В молитве «Отче наш» Иисус, что важно, ни слова не проронил о важности ходатайства за иудейский народ.

Матфей более чем ясен, когда он говорит об Израиле, нежели Иоанн Богослов и Павел. Для автора первой книги-жизнеописания Иисуса Христа отношения с евреями полны горечи, досады и большой доли разочарования. Дело в том, что община Матфея, т. е. та аудитория, для которой написано Евангелие, не является церковью в современном смысле этого слова. Какое Евангелие написал бы для своей аудитории современный баптист? Правильно, Иисус оказался бы у такого автора непременно баптистом. Ходил бы на евангелизации, на спевки... У православных — православным. На память приходит байка из интернета: «И когда Иисус поднимался с земли, сказал Он своим ученикам: «Дети мои, храните веру православную»». Правильно. Мы написали бы «Евангелие» с расчета на то, чем и кем является наша аудитория. Ведь Евангелие — это не только историческое, но еще и литературное произведение.

Евангелие от Матфея самое что ни на есть «иудейское» Евангелие. Иисус Матфея пришел, чтобы исполнить, а не нарушить весь закон (5:17). Представляете? Исполнить закон! Что бы написал на этот счет Павел, если бы он стал писать свое Евангелие? Трудно сказать. Ведь Павел, мягко говоря, закон для язычников отменяет. И вот еще что: ученики и церковь Матфея могут во всем слушаться фарисеев, но по делам их не поступать. Т. е. давать десятину с мяты, поститься, совершать милостыню, и вообще, их праведность должна превзойти праведность книжников и фарисеев (5:20)! И когда начнется бегство последователей Иисуса из Иерусалима в виду римских войск Веспасиана и Тита — они должны молить Бога, чтобы их бегство не началось зимой или... в субботу. Видать, община Матфея соблюдала субботу (многие библеисты отмечают интереснейший факт: а соблюдали ли в общине Матфея обрезание?). А если Иисус это сказал на самом деле в историческом контексте, в любом случае его последователи и думать не думали отменять субботу в пользу воскресенья. Другими словами, между иудейской сектой первых христиан и иудаизмом фарисеев в то время не было особых отличий кроме одного: провозглашение христианами в Антиохии Мессии и их особое отношение к язычникам.

Более того, Матфей хорошо знает еврейские традиции, современный ему иудаизм и богословие. Иисус рождается в опасности от злодея-Ирода, бежит в Египет, крестится в Иордане, оказывается на 40 дней в пустыне и... учит на горе. Любому еврею это напомнило бы другую древнюю фигуру: Моисея. Именно он родился в опасности от фараона, он бежал от наказания египтян в пустыню, он постился и был на горе 40 дней, он прошел воды Чермного моря, и он на Синае получил Декалог. Иисус же больше Моисея. И его нагорные заповеди превосходят по своей глубине и требованиям заповеди Моисея: подумал о женщине со сладострастностью — уже сблудил. Во как! Он тот пророк, которого еще обещал сам Моисей (Втор. 18:15). Однако это все равно не устраивает религиозных лидеров Израиля. Т. е. фарисеев. И они распинают Иисуса.

Именно поэтому весь гнев Матфея обрушивается на фарисеев. Они гробы окрашенные. Они порождение ехидны (3:7; 12:24, 34; 23:33). Они вожди слепых и пр. пр. пр. Матфей так увлекся представлением фарисеев в самом мрачном свете, что многие исследователи, шарахаясь, стали обвинять его в антииудаизме и даже в антисемитизме: «Кровь его на нас и на детях наших», кричал народ во время суда у Пилата (27:25). В ранней церкви и в средневековье такие «золотые стихи» стали основанием для погромов иудеев христианами. Но действительно ли Матфей является зачинщиком антииудаизма?

Дело в том, что Матфей действительно представляет фарисеев не в очень выгодном свете. Однако это не столько дань истории (были же среди фарисеев и такие люди как Павел!? – спасибо им за подготовку кадров!), но и литературной критике Матфея. Тогда как Лука смотрит на фарисеев как позитивно, так и негативно, Матфей, как кажется, смотрит на них исключительно негативно. Например, у Луки имеется 4 перикопы, в которых фарисеи рассматриваются скорее благожелательно. В одном отрывке у Луки (7:36-50) мы читаем о помазании Иисуса в доме Симона-фарисея (36, 40стихи). Параллельная перикопа у Матфея это – 26:6-13. Все, что там происходит, происходит в Вифании в доме Симона прокаженного. Матфей не упоминает, что Симон является фарисеем, а Иисус не принимает в его доме никакой пищи. Матфей ведет речь только о разговоре между Иисусом и Симоном. Однако в перикопе Луки 11:37 говорится о том, что Иисус принимает приглашение именно в доме фарисея и, следовательно, обедает у него. В дальнейшей дискуссии о роли ритуальной чистоты он называет фарисеев глупцами! (Лука 11:40), но факт остается фактом: Иисус обедает с фарисеем. Это говорит о том, что Господь видит определенные достоинства этой группы людей. В Мф. 23:25 мы находим параллельную дискуссию о религиозной чистоте, но... контекст обеда с фарисеем упущен!

Почему так поступает Матфей? Думается, ответ находится в следущем: евангелист видит и толкует драму отвержения Иисуса вождями Израиля как самую трагическую драму за всю историю человечества. Иисус — это долгожданный Царь и Владыка. Вместо того, чтобы принять своего царя иудеи отвергают Его. Без должного суда, как преступника, группа фарисеев с саддукеями, со старцами и первосвященниками тайно ночью выносят приговор: погубить этого палестинского еврея без должного суда и следствия, посредством запугивания и манипуляции римского прокуратора. Более того, Матфей должен объяснить своим последователям: почему их выгоняют из синагог, почему пророков, мудрецов и обращенных книжников христианской общины там избивают (10:17; 23:34), почему, в конце концов, мы пошли разными путями с Израилем? Община Матфея также соблюдает закон и субботу, а также чтит Тору, Писания и пророков, но, видимо, им все же придется разойтись. Матфей объясняет, что причина отвержения Мессии, того Человека, которого сегодня чтит его церковь, заключается в ожесточении религиозных и политических вождей Израиля, в их надеждах на религиозно-политическое освобождение от язычников-римлян (и даже, в конечном итоге, господство над ними), в их неспособности верно понимать и толковать тех, кто предвозвестили рождение, жизнь и смерть иудейского мессии. Т. е. пророков. Теперь община Матфея должна пойти по другому пути. И Матфей заканчивает свое повествование наказом, т. е. Великим Поручением: идти и учить все народы, крестя их во имя Отца, Сына и Святого Духа.

Какова же центральная причина расхождения церкви и Израиля? Не вопрос Мессии, не вопрос интерпретации Моисея, закона и пророков. Во времена Иисуса Палестина знала дюжину мессий. Столько же история Израиля в первом веке знает различных сект: ессеи, фарисеи, саддукеи и пр., которые по-разному толковали священные книги (саддукеи даже отвергали воскресение!). Вопрос язычников – именно этот вопрос разделил не только церковь и Израиль, но также Павла, Петра и Иакова (см. Послание Павла галатам, 2 глава)! Павел в этом смысле был «универсалистом» благодати, который считал, что язычникам даже не стоит обрезываться… Веры в Мессию Израиля было достаточно, чтобы стать частью Израиля и быть духовным сыном Авраама (Гал. 3:6-8).

Какая роль евреев в судьбе обращения язычников и актуализации пришествия Иисуса Христа? Трудно сказать в общем. Однако есть конкретно изложенное отношение к этому вопросу в первом Евангелии. Матфей нам об этом ровным счетом ничего не говорит. Польза от обращенных евреев такая, как от обращенных книжников, которые, наученные Царству Божьему, «выносят старое и новое» («Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое». Мф. 13:52). Другими словами, хороший еврей — это еврей, проповедующий об Иисусе. Ученики Иисуса обращаются ко всем народам. Однако особой роли за еврейским народом в этом Великом Поручении Матфей не оставляет!

Несколько иначе говорят другие авторы. Загадочно и полузавуалированно пишет Павел в своем послании к Римлянам. Точно можно сказать, что не менее загадочно об этом высказывается автор Апокалипсиса. Однако у Матфея евреи пребывают в грехе. Они и их дети. И если возглас «Кровь его на нас и на детях наших» понимать не только в драматическом, но и в сотериологическом ключе, то, на самом деле, можно сказать вместе с апостолом из Тарса: «Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность». Ревность! Понимаете? А пока мы проповедуем другим народам сами без Израиля, следуя повелению Иисуса у Матфея. И к тому же риторике Павла: «Пока войдет полное число язычников» (Рим. 11:25). Какова полная картина жизни евреев Павла в этом контексте не особо заботит. А вот проповедь язычникам — заботит.

Кто-то возразит, сославшись на то, что Книга Откровения полна «обетований» касательно обращения Израиля в недалеком будущем. Автор Апокалипсиса ссылается на 144 тыс. иудеев (Откр. 7:4-8), которые однажды придут к Богу из каждого колена. Однако загвоздка в том, что кроме загадочных и полных смысла чисел в не менее загадочной иудейской книге, автор-семит, будучи христианином, смотрит на церковь не как на что-то отдельное от еврейской нации. Израильтяне и язычники становятся частью одного народа. И как Иисус в пятой главе изображен с помощью контрастов одновременно агнцем и львом, так и церковь изображается одновременно как 144.000 избранного остатка и множества народа, которые поют песнь новую. Боевой порядок из 144.000 следуют за мессианским потомком Давида, львом из колена Иуды, в то время как множество народа, искупленного из разных племен, следуют за Агнцем, приготовленным как бы на заклание (Откр. 5:9). Два символа являются двумя параллельными отражениями двух реальностей. Образ искупленных людей и 144.000 — это одна, а не две «церкви» (церковь по греч. «собрание»).

Павла всегда заботила в контексте еврейского вопроса (при всех его надеждах об обращении Израиля к Мессии) только одна мысль: как бы они, иудействующие, не пришли к нему и не испортили всю миссионерскую работу, возлагая на его церкви бремя исполнения закона Моисея. Не получается ли, кстати говоря, что многие проеврейские организации, побуждающие церковь морально и финансово «вкладываться» в Израиль, возлагают на церковь еще одно «дополнительное бремя». Т. е. нагрузку к той благодати, которую она имеет во Христе? И не кажется ли, что Христос дал (благодаря тому же Израилю) такую благодать язычникам, что язычникам даже апостолы на своем первом соборе (Деян. 15:19-30) могли дать только самые основные морально-этические рекомендации, не привязывая их благополучие к матери-церкви в Иерусалиме? Другими словами, язычникам для спасения Израиль, собственно, больше не нужен. А вот Спаситель — нужен. Церковь благодарна Израилю только исторически, так как «им принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования» (Рим. 9:4).

Поэтому не столько в «апокалиптической карте» все дело, а в том, что Израиль исключительно из ревности должен обратиться к своему Мессии.

Думается, в этом вопросе Павел совсем не противоречит Матфею.

Виктор Шленкин,
"Баптисты Петербурга" www.baptist.spb.ru




Колонка "Комментарии" является авторской рубрикой сайта "Баптисты Петербурга", мнение автора рубрики не является официальной точкой зрения Объединения церквей ЕХБ г.СПб и ЛО.



новости

7 Августа 2017 г.

Вифания 2017

Вифания 2017

1 Августа 2017 г.

Крещение в Волхове

Крещение в Волхове

24 Июля 2017 г.

«Свободный полет»

«Свободный полет»

29 Июня 2017 г.

Open Air 2017

Open Air 2017

4 Июня 2017 г.

Летнее крещение

Летнее крещение

новости на ваш e-mail
комментарии

4 Апреля 2017 г.

Жив, несмотря ни на что!

7 Января 2014 г.

Ксенофобия

24 Декабря 2013 г.

Евро- или рублемайдан
читать все комментарии